Официальный дистрибьютор
автомобилей Камаз Компас
Москва
Город определен верно?
Да
  Нет
8 800 555 45 45 Личный кабинет Корзина
0
Компас Компания Блог Надстройки Весовой контроль: что это такое, как работает и как его пройти

Весовой контроль: что это такое, как работает и как его пройти

15.04.2024
3984
6 мин.
Команда ООО «Тракс Восток Рус»

Весовой контроль: что это такое, как работает и как его пройти

Содержание:


Грузовые автомобили, которые передвигаются по дорогам общего пользования, должны иметь габариты, массу и нагрузку на оси не больше, чем разрешено Правительством РФ.

Что такое весовой контроль?

Если транспорт перегружен, то на транспортировку следует получить разрешение в Росавтодоре. Соответствие нормативам, а также наличие разрешения на перевозку тяжелого груза проверяют на пунктах весового контроля: стационарных, передвижных, автоматических. За несоответствие требованиям нарушителям выписывают штрафы. Штрафуют водителей, виновных должностных лиц, а также автовладельцев. Наказания предусмотрены серьезные: водителю транспортного средства может грозить лишение прав до полугода, а компаниям ― штраф до 500 000 рублей.

Зачем нужен весовой контроль?

Почему правительство регламентировало предельно допустимую нагрузку на оси, массу и габариты грузовых автомобилей? Дело в том, что перегруженное транспортное средство угрожает другим участникам дорожного движения, а также негативно влияет на состояние дорог, мостов, эстакад и других сооружений.

Перевес и неравномерная нагрузка на оси грузового автомобиля приводят к тому, что транспорт становится менее устойчивым: его может кренить, а на поворотах высок риск переворота. Увеличивается тормозной путь. Из-за повышенного износа высока вероятность внезапной поломки, и на дороге окажется автомобиль, который может спровоцировать серьезную аварию.

Как работают пункты весового контроля

Проверка грузовых транспортных средств может быть тотальной, как в случае со стационарными или автоматическими пунктами контроля, так и выборочной (на передвижных пунктах контроля).

На стационарных и передвижных пунктах транспортные средства на перегруз проверяют несколькими способами: с помощью визуального осмотра, взвешивания и проверки разрешительных документов на транспортировку.

Рассмотрим подробнее работу каждого из пунктов.

  1. Стационарные размещаются на определенных участках автодорог. Для этого специально оборудуют площадки вне дорожного полотна. Работу этих пунктов контролируют операторы. Здесь должны быть весы, средства фото- и видеофиксации, освещение.
  2. Передвижные пункты весового контроля представляют собой специализированные автомобили-фургоны с измерительным оборудованием на борту. По правилам, такие фургоны могут проводить измерения лишь на специальных площадках, не создавая помех другому транспорту и не угрожая безопасности движения.
  3. АПВГК, автоматические пункты весового контроля представляют собой большую измерительную рамку, которая монтируется в любом месте трассы. Автомобиль взвешивают, а его габариты измеряют в автоматическом режиме, когда он проезжает сквозь рамку. Такие пункты оснащаются современным оборудованием, датчиками, сенсорами, а также средствами фото- и видеофиксации.

Автоматический пункт весогабаритного контроля

В автоматических пунктах весового контроля нет необходимости привлекать сотрудников Ространснадзора для контроля и оформления протоколов. Когда грузовик проезжает сквозь рамку, система фиксирует габариты и массу, отправляя информацию об измерениях в единый центр сбора данных. Владельца ТС, а также наличие у него разрешения на транспортировку тяжелого или крупногабаритного груза проверят автоматически. В случае выявления нарушений данные отправят в контрольно-надзорный орган для определения меры наказания. По сути, эти пункты имеют аналогичный принцип работы с камерами ГИБДД. Отличие лишь в том, что фиксируется другое нарушение — перегруз.

Нормативы

Допустимая масса грузового автомобиля зависит от транспортного средства и количества осей.

Допустимая масса для одиночных автомобилей, тоннДопустимая масса для седельных и прицепных автопоездов, тонн
2-осные18-
3-осные2528
4-осные3236
5-осные3840
6-осные и более3844

Также на пунктах весового контроля проверяют нагрузку на ось автомобиля. Максимально допустимая нагрузка определяется в первую очередь заводом-изготовителем. Для каждого транспортного средства этот предельный показатель свой.

Но чтобы защитить дорожное полотно от преждевременного разрушения, также регламентируются нормы осевой нагрузки. Максимально разрешенная нагрузка на ось грузового автомобиля зависит от нормативной нагрузки самой дороги и групп сближенных осей. Значение может варьироваться от 4 до 26 тонн. Детали прописаны в приложении №3 к Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200.

Кроме того, величина осевой нагрузки может различаться в зависимости от региона. Например, в 2024 году во время весенней просушки дорог в Алтайском крае допустима нагрузка в 6 тонн на ось, в Брянской области ― 4 тонны, в Архангельской области ― 3,5 тонны и т.д.

Штрафы за перегруз

Величина превышенияВодитель, рублейДолжностное лицо, рублейЮридическое лицо, рублейСобственник ТС, рублей
2-10% массы или осевой нагрузки1000–150010 000–15 000100 000–150 000100 000
10-20%3000–400025 000–30 000250 000–300 000250 000
20-50%5000–10 000 или лишение прав на 2-4 месяца35 000-40 000350 000–400 000350 000
Более 50%7000–10 000 или лишение прав на 4–6 месяцев45 000–50 000400 000–500 000400 000

Выезжать на дорогу общего пользования автомобилям с перегрузом более чем на 10% нельзя. Но если все же необходимо перевезти груз, чьи габариты или масса больше положенного, то нужно сделать следующее:

  • Обратитесь в местное отделение Росавтодора за специальным разрешением. В документе должны быть указаны параметры ТС и перевозимого груза.
  • Согласуйте и утвердите маршрут следования грузовика.
  • За поездку с перегрузом и потенциальный ущерб проезжей части нужно заплатить компенсацию владельцу дороги. Ее размер зависит от вида ТС, протяженности рейса, категории дороги.
  • При планировании маршрута учитывайте, что региональные власти могут устанавливать сезонный запрет на проезд большегрузного и тяжеловесного транспорта. Уточнить информацию можно в региональном отделе Упрдора.

Как пройти весовой контроль без штрафа?

От штрафов за перевес не застрахован никто. К юристам обращаются как частники и ИП, владеющие несколькими грузовиками, так и крупные компании с большими автопарками. Последние, как правило, могут позволить себе оплатить штрафы и остаться на плаву. А вот для частников «письмо счастья» на несколько сотен тысяч рублей может оказаться фатальным. К сожалению, такие случаи были: предприниматели, не сумевшие оспорить несколько крупных штрафов, продавали транспорт и покидали рынок автоперевозок.

Поскольку ответственность за перегруз автомобиля несут и перевозчик, и грузоотправитель, то и контролировать массу машины должен каждый из них. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Самый простой вариант ― взвесить машину с помощью автомобильных весов.
  2. Если весов нет, можно установить электронную систему бортового взвешивания. Она покажет массу ТС и нагрузку по осям.
  3. Еще один вариант ― установка на оси автомобиля специальных датчиков. Они показывают нагрузку на протяжении всего рейса, а если груз при движении сместится в кузове, это станет известно до проезда пункта контроля и можно будет исправить ситуацию.
  4. По схожему принципу с бортовым взвешиванием работает система GPS-мониторинга в паре с датчиками нагрузки на ось. Разница в том, что GPS-трекер получает данные с датчика и отправляет их на компьютер ответственному лицу.

Поделиться:

Модельный ряд

Рекомендуем