Платные дороги России: перечень, сколько стоит и как оплачивать проезд
Содержание:
- Что такое платные дороги и зачем они нужны?
- Список платных дорог России
- Скоростной режим на платных автодорогах
- Сколько стоит проезд по платным дорогам: тарифы и калькуляторы расчета
- Что такое транспондер и как им пользоваться?
- Системы оплаты проезда
- Помощь водителям на платных магистралях
- Что делать, если случайно заехал на платную дорогу?
- Памятка водителям на платных дорогах
Платная автодорога — это трасса или отдельные участки, проезд по которым автовладельцы и водители должны оплачивать.
Что такое платные дороги и зачем они нужны?
Платная автодорога — это трасса или отдельные участки, проезд по которым автовладельцы и водители должны оплачивать. Плата позволяет компенсировать расходы на строительство владельцу дороги, а также идёт на её содержание (ремонт полотна, уборку и пр.).
Платные трассы в России появляются обычно на участках с интенсивным движением и как альтернатива уже существующим бесплатным дорогам. Вторые могут проходить через множество населённых пунктов, изобиловать светофорами, пешеходными переходами, «лежачими полицейскими», участками с ограничениями скоростного режима.
Платные дороги строят так, чтобы ехать по ним можно было быстро, безопасно и с комфортом. На них выше качество дорожного покрытия, везде есть освещение, встречные потоки автомобилей разделены барьерными ограждениями, что делает движение более безопасным. На некоторых участках можно разгоняться до 130 км/ч.
Для комфорта на трассах М-11, М-4 и М-3 через каждые 20–50 км расположены площадки для отдыха, где можно безопасно перекусить, попить кофе, сходить в туалет, размяться на спортивной или детской площадке. Посмотреть, где они находятся, можно на сайте ОССП (Объединённые системы сбора платы) в разделе «Объекты, расположенные на дороге».
Трасса М-12, которая сегодня соединяет Москву и Татарстан, является самой грандиозной дорожной стройкой в России за последние 50 лет. В ближайших планах ― продлить ее до Екатеринбурга, затем до Тюмени и, возможно, до Владивостока. Для комфорта автомобилистов планируется строительство многофункциональных зон сервиса через каждые 30-65 км. Их главный принцип: «Сначала отдохни, потом заправься». Пока на трассе есть только одна такая зона. Это значит, что, въехав на территорию, водители двигаются по заранее продуманному маршруту: стоянка и зоны для отдыха с кафе, магазином и площадками, а лишь затем ― выезд к заправочным станциям и на автодорогу.
Платная трасса обычно состоит из участков с разной стоимостью проезда. Сумма зависит не от протяженности, а от дня недели, времени суток, класса автомобиля. Для легковушек оплата меньше, чем для большегрузов или коммерческого пассажирского транспорта.
Из недостатков — бывают пробки на пунктах оплаты, которые оборудованы шлагбаумами, поэтому иногда приходится долго ждать проезда. Для тех, кто регулярно ездит по платным автодорогам, создано устройство для бесконтактной оплаты ― транспондер. Гаджет позволяет свободно въезжать на «платку», не теряя времени в пробках, чтобы оплатить проезд. Дальше расскажем о нем подробнее.
Список платных дорог России
Первый платный участок в России ― всего 20 км трассы М-4 Дон ― открылся еще в 1999-м.Сегодня общая протяжённость таких магистралей составляет более 2000 км. И строительство продолжается.
Название дороги | Где проходит | Оператор |
---|---|---|
Центральная кольцевая автодорога в Московской области, ЦКАД «А-113» Протяженность более 800 км | Подмосковье и Новая Москва в 50 км от МКАД | Автодор |
М-1 «Беларусь», кроме участка «Северный обход Одинцова». Протяженность более 800 км | Московская и Смоленская области, от Москвы и до границы с Республикой Беларусь | Автодор |
М-3 «Украина». Протяженность около 900 км | Московская, Калужская, Курская, Брянская области, от Москвы до Брянска | Автодор |
М-4 «Дон». Протяженность более 1500 км | Московская, Тульская, Липецкая, Воронежская, Ростовская области, Краснодарский край, от Москвы до Краснодара | Автодор |
М-11 «Нева» 58 — 149 км и 208 — 684 км. Протяженность более 670 км | Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская области, от Москвы до Санкт-Петербурга | Автодор |
М-12 «Восток» (часть участков) | Действующие участки — от Москвы до Казани, Московская, Владимирская и Нижегородская области, Чувашская Республика и Республика Татарстан.В будущем дорогу продлят до Екатеринбурга, затем до Тюмени | Автодор |
М-11 «Нева»15 — 58 км | От Москвы до Солнечногорска | ОССП |
Проспект Багратиона (северный дублер Кутузовского проспекта, СДКП) и участок «Северный обход Одинцова» на М1 | Москва и Московская область, Одинцовский район, от Третьего транспортного кольца до пересечения с Минским шоссе и съезда в сторону Можайска | Новое качество дорог |
Московский скоростной диаметр в Москве, МСД | От дороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе (СБВ) до М-11 «Нева» с ответвлением на М-12 «Восток» | Администратор Московского парковочного пространства |
Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, ЗСД | Запад Санкт-Петербурга, от Кольцевой автодороги на юге до Белоострова | Магистраль Северной столицы |
Платные дороги в Псковской области | Участок дороги Печоры — Старый Изборск до границы с Эстонией Участок дороги Остров — Вышгородок до границы с Латвией Участок дороги Опочка — Дубровка до границы с Беларусью Участок дороги Ольша — Невель | Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области |
Платные дороги в Удмуртии | Мосты через реки Кама и Буй на дороге Ижевск — Камбарка до границы Республики Башкортостан | Региональная инвестиционная компания |
Платная дорога в Рязани | Путепровод через железную дорогу на улице Новоселковская | Региональные платные дороги |
По закону, у всех платных дорог, ведущих к населенным пунктам, должны быть бесплатные дублеры, чтобы не ущемлять права автомобилистов. Исключение составляют только магистрали Крайнего Севера. Здесь плохо развита дорожная сеть, и у платной дороги может не быть объезда. В этом случае для большинства машин проезд по ней делают бесплатным. Оплату берут только с грузовиков, а с легковых автомобилей деньги не взимают.
В других регионах у водителей всегда есть выбор: ехать по более скоростной платной или бесплатной магистрали. Например, из Москвы в Санкт-Петербург можно добраться без оплаты по трассе М-10 «Россия» либо выбрать платный проезд, отправившись в путь по М-11 «Нева». Из Москвы в Краснодар можно доехать по бесплатной дороге через Тулу и станицу Полтавскую или предпочесть платную автомагистраль М-4 «Дон».
Отправляясь в поездку, заранее проложите маршрут на Яндекс Картах или в 2GIS. Геосервисы покажут платные участки и альтернативные бесплатные автодороги. Ниже приведен пример маршрута из Москвы до Ельца (Липецкая область) на Яндекс Картах. Зеленым цветом отмечена платная дорога, серым — бесплатная.
Скоростной режим на платных автодорогах
Большая часть платных магистралей имеет скоростной режим 110 км/ч, а в некоторых местах — 130 км/ч. Максимальная скорость разрешена на трассе М-11 «Москва - Санкт-Петербург» (с 258 по 334 км, обход Вышнего Волочка) и на участке дороги М-4 «Дон» (с 517-го по 544-й км) в Воронежской области.
Но злоупотреблять скоростью не стоит, особенно с учётом нештрафуемых 20 км в час. Дело не только в рисках и штрафах — на таких скоростях резко возрастает расход топлива, что особенно заметно на высоких кроссоверах.
Итог предсказуем — машине гораздо чаще будет требоваться заправка, а помимо лишних расходов это ещё и потеря времени.
Многие водители жалуются на недостаточное количество больших заправочных комплексов, а автоматические контейнерные АЗС могут располагаться на расстоянии до 100 км друг от друга. В пиковые часы на заправках выстраиваются длинные очереди, в которых можно провести до полутора часов.Сравним, за сколько можно добраться из Москвы до Санкт-Петербурга по бесплатной и платной магистралям. Бесплатная М-10 «Россия» проходит через города и посёлки. Ограничение скорости в населённых пунктах — от 40 до 60 км/ч. На трассе много светофоров и камер контроля скорости, часто бывают пробки. Если ехать ночью, заторов будет меньше и добраться можно быстрее. На платной трассе М-11 «Нева» разрешенная скорость 110–130 км/ч, а камеры стоят только на опасных участках дороги и крупных развязках. Участок 60 км в объезд Твери придётся проехать по М-10. Ограничение скорости почти на всём этом участке — 40 км/ч.
М-10 | М-11 | |
---|---|---|
Расстояние | 680 км | 670 км |
Разрешённая скорость | 40-90 км/ч | 110-130 км/ч |
Время в пути | Около 10,5 часов | Около 6,5 часов |
Путь из Москвы в Казань по бесплатной М-7 «Волга» займет около 11,5 часов. По платной М-12 ― примерно 6,5 часов, сообщают в «Автодоре». Согласно Яндекс.Картам, по М-4 «Дон» из столицы до Ростова-на-Дону можно доехать за 12 часов. Время рассчитано на движение без остановок со средней скоростью 90–100 км/ч. Примерно на четыре часа больше потребуется, если объехать по альтернативным автодорогам все участки, где взимают плату за проезд.
Сколько стоит проезд по платным дорогам: тарифы и калькуляторы расчета
У каждого оператора своя тарифная сетка, льготные программы и спецпредложения. Конечная стоимость зависит не только от участка автодороги, но и от вида транспорта, дня недели, времени суток.
Например, проезд по участку М-11 с 58 по 97 км для категории I (легковые автомобили, мотоциклы) в январе 2024 года стоит 170 ₽ по будням и в выходные. Для категории IV (грузовые машины, автобусы с тремя и более осями) — 520 ₽ в будни и 580 ₽ в выходные.
Тарифы основных операторов
Автодор | avtodor-tr.ru |
ОССП | m11-neva.ru |
Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области | transport.pskov.ru |
Региональная инвестиционная компания | osa-kama.ru |
Региональные платные дороги | m-road62.ru |
Удобно рассчитывать стоимость проезда с помощью калькуляторов, которые можно найти на сайтах операторов. Например, у «Автодора» вот такая онлайн-форма:
Нужно указать начальную и конечную точки маршрута, вид транспортного средства, день недели. Далее нажать «Рассчитать стоимость», и появится новое окно с примерной стоимостью.
Например, в январе 2024 года по будням проезд из Москвы в Санкт-Петербург на легковом автомобиле стоит от 2400 рублей, на грузовом III категории ― от 3660 рублей, а в выходные еще дороже
«Объединенные системы сбора платы» (ОССП) | https://m11-neva.ru/rate/ |
«Магистраль Северной столицы» | https://nch-spb.com/about/map/ |
«Новое качество дорог» | https://www.m-road.ru/ |
Московский скоростной диаметр | https://msd.mos.ru/payment/pay |
Каждый оператор сам устанавливает тарифы, а также решает, кому предоставлять льготы. Например, проезд по МСД для транспорта с регистрационными номерами Москвы и Московской области ― бесплатный. Для приезжих он составляет 950 рублей (на январь 2024). Но и в этом случае есть исключения: машина провела на МСД больше двух часов. Или только один раз пересекла границу ЦКАД в течение суток.
Что такое транспондер и как им пользоваться?
Оплатить проезд можно наличными, банковской картой, а также с помощью транспондера. На разных полосах оплату могут принимать только одним способом либо несколькими. Об этом сообщают информационные знаки. Их видно издалека, поэтому перестроиться в нужный ряд не составит труда. Например, эти знаки говорят, что оплатить въезд можно любым способом:
На этой полосе оплату принимают бесконтактным путем через радиосигнал от транспондера. Для этого двигаться нужно со скоростью не более 30 км/ч.
Многие банки предлагают автовладельцам кешбэк при использовании банковской карты, поэтому безналичная оплата с помощью «пластика» позволит сэкономить на проезде. Второй вариант сэкономить ― аренда или покупка транспондера.
Это гаджет, который представляет собой небольшую коробочку, передающую радиосигнал. Мотоциклистам рекомендовано класть ее в нагрудный карман, водителям автомобилей ― крепить на лобовое стекло, но в таком месте, чтобы она не мешала обзору. Например, в легковых автомобилях за зеркалом заднего вида. В грузовиках ― посередине нижней кромки ветрового стекла, чуть выше приборной панели.
В машинах гаджет крепят на лобовое стекло при помощи держателя на двустороннем скотче, которые идут в комплекте. Чтобы он хорошо держался, обезжирьте нужный участок спиртовой салфеткой, а затем плотно прижмите держатель.
Когда машина въезжает на платную автодорогу, датчик считывает транспондер и автоматически списывает деньги. Операторы рекомендуют снижать скорость перед проездом через ворота до 30–40 км/ч, чтобы распознавание прошло правильно, а на вашем автомобиле не остался долг.
Транспондер выгоден в двух случаях:
- Вы хотя бы раз в месяц-два ездите по платным магистралям. Устройство окупится примерно через 8–10 поездок.
- Вы планируете проехать по платной трассе несколько раз за короткое время. Например, из Москвы до курортов Краснодарского края и обратно. В этом случае можно взять транспондер в аренду.
Виды транспондеров
- Персонифицированные устройства можно купить только в центре обслуживания клиентов или на официальном сайте оператора платной автодороги. Чтобы там зарегистрироваться, необходимо указать паспортные данные, электронную почту и номер телефона, а также привязать банковскую карту.
- Неперсонифицированные, то есть анонимные, продают в интернет-магазинах, на маркетплейсах, заправках и у партнеров эмитента. При покупке можно не указывать паспортные данные. Возможностей меньше: нет программы лояльности и абонементов. В любой момент такой транспондер можно персонифицировать, если зарегистрироваться и указать паспортные данные в личном кабинете на сайте оператора или в центре поддержки клиентов.
После покупки следует завести счет-кошелек, который нужно регулярно пополнять для оплаты проезда. Это можно делать картой в личном кабинете на сайте или в приложении, переводом из мобильного банка, наличными в банкоматах либо в центрах поддержки и обслуживания клиентов через терминалы «Элекснет».
Транспондером одного оператора можно оплачивать проезд по трассам другого. Покупать для каждой платной трассы отдельное устройство не нужно, достаточно включить в личном кабинете услугу интероперабельности. Как правило, скидки будут только на «родные» автодороги, поэтому имеет смысл приобрести транспондер того оператора, по чьим участкам вы будете ездить чаще
Если ваша деятельность связана с частыми поездками по платным магистралям, то можно приобрести несколько гаджетов, чтобы пользоваться льготными программами каждого оператора. Но использовать их одновременно нельзя. Если на стекле машины стоят два устройства, то при проезде через пункт оплаты деньги спишутся с обоих. Чтобы не платить дважды, нужно оставить только один. А второй — убрать в металлизированный пакет, который не пропускает радиосигнал, или завернуть в фольгу.
Где купить?
- На самой платной дороге, то есть в центрах обслуживания клиентов или на пункте взимания платы у операторов-кассиров.
- На маркетплейсах.
- На заправках.
- В розничных магазинах.
У каждого оператора платных дорог свои транспондеры:
- «Автодор — платные дороги» — устройства T-Pass.
- «Магистраль Северной столицы» — модели «ЗСД».
- «Новое качество дорог» — гаджеты «Главная дорога».
- «Северо-Западная Концессионная Компания» — транспондеры «М11:15-58».
Например, Т-Pass от «Автодора», по данным на январь 2024 года, стоит 4000 рублей. Примерно за такую же сумму можно заказать его на маркетплейсе. Арендная плата за устройство, если брать у «Автодора», составляет всего пять рублей в сутки. Активация может занять до 24 часов, поэтому лучше взять его заранее, а не непосредственно перед поездкой. Вернуть гаджет можно в любом Центре поддержки и обслуживания. Перед возвратом необходимо погасить задолженность за аренду. Остаток средств на лицевом счете вернут на карту или наличными (зависит от способа пополнения).
Через 3–5 лет работы батарея в гаджете выходит из строя. Если устройство еще на гарантии, то в центре обслуживания клиентов его бесплатно поменяют на новое. Если же гарантийный срок уже истек, придется покупать новый транспондер. Некоторые операторы в таких случаях дают скидку.
Системы оплаты проезда
- Проезд по предоплате. Это может быть предварительная покупка абонемента либо оплата при въезде на трассу на кассе.
- Постоплата. Оплатить проезд нужно при выезде, сумма зависит от пройденного расстояния.
- Иногда встречается смешанная система — когда проезд оплачивают в начале, но при выезде показывают кассиру билет. При некоторых условиях проезд может быть бесплатным. Например, если вы проедете участок 40–464 км трассы М4 «Дон» быстрее, чем за час.
- Система «Свободный поток». На въезде нет шлагбаумов, а проезд фиксируют специальные датчики. Оплату сразу списывают с транспондера, а если его нет, привязывают долг за проезд к госномеру автомобиля. У владельцев транспортных средств есть пять дней на оплату совершенного проезда. Если просрочить платёж, то придётся заплатить ещё и штраф: 1500 ₽ для легковых автомобилей и 5000 ₽ для грузовиков.
Для оплаты проезда по автодорогам, оборудованным системой «Свободный поток», существует шесть способов. Проезд можно оплатить на сайте «Автодор – Платные Дороги», в мобильном приложении «Автодор», с помощью сервисов USSD, смс, через терминалы или банковское мобильное приложение.
Даже если у вас нет транспондера T-pass, зарегистрировав госномер в мобильном приложении «Автодор», вы сможете оплачивать проезд по скоростным дорогам М-12 «Восток» и ЦКАД в одно касание. Сумма задолженности будет автоматически отображаться на главном экране, а по факту проезда и оплаты будут приходить уведомления.
Помощь водителям на платных магистралях
На дорогах, которые находятся в ведении «Автодора» и ОССП, в нештатной ситуации на помощь автомобилисту придет служба аварийных комиссаров. Помощь они оказывают бесплатно. В обязанности аваркомов входит:
Вызвать аварком можно, набрав номер *2323, через мобильное приложение «Автодор», с помощью устройств экстренной связи с надписью SOS, которые установлены вдоль трасс. Среднее время реагирования на вызов — 15 минут.
Водителям, которым требуется помощь на ЗСД, нужно набрать номер 0405. Также на любой дороге вы можете позвонить на общий телефон экстренной связи 112.
Что делать, если случайно заехал на платную дорогу?
На некоторых платных трассах стоят шлагбаумы, но не везде: например, при системе оплаты «Свободный поток» дорогу не перекрывают. О том, что она платная, сообщат дорожные. Вот пример дорожного знака с информацией о платной дороге и развязке, где можно съехать на бесплатную объездную трассу:
О том, что впереди трасса, на которой берут оплату, автомобилистов может предупредить табличка 8.8 «Платные услуги» в сочетании, например, со знаком 5.1 «Автомагистраль».
Табличка 8.8 «Платные услуги»
Знак 5.1 «Автомагистраль»
Но если вдруг вы не заметили знаки, например, в темноте или в плохую погоду, запутались в развязках и оказались перед въездом на платный участок, не паникуйте. Ни в коем случае не сдавайте назад, включив «аварийку». Движение задним ходом по магистрали обернется штрафом в 2500 рублей согласно части 3 статьи 12.11 КоАП.
Ищите место для парковки. Обычно до въездного пункта есть маленькие «карманы». Оставьте там автомобиль, чтобы не получить штраф в 2000 рублей по части 4 статьи 12.19 КоАП за остановку на магистрали. Найдите сотрудников пропускного пункта и объясните им ситуацию. Если же «кармана» нет, то езжайте по полосе, которая ведет к точке оплаты наличными. Подъехав, сообщите, что оказались здесь по ошибке. Сотрудники наверняка уже сталкивались с подобными случаями и помогут выйти из положения.
Второй вариант ― оплатить проезд по одному из участков и съехать на бесплатную автодорогу на первой же развязке. В этом случае считайте трату денег платой за собственную невнимательность. Ну а если поездка вам понравится, и цена за проезд не слишком высока, то езжайте по «платке» до конца
Памятка водителям на платных дорогах
- Платные трассы созданы для более скоростного, безопасного и комфортного передвижения.
- На всех магистралях есть заправки, оборудованные зоны отдыха, туалеты, также работают аварийные комиссары и бесплатные эвакуаторы.
- Трассы находятся под постоянным видеонаблюдением. Изображение в режиме реального времени передается в центр управления. Операторы мониторят обстановку. На любую нештатную ситуацию тут же отреагируют.
- Тарифы на разных автодорогах различаются: на одних оплата фиксированная, на других ― зависит от ряда факторов. Информация о тарифах и калькуляторы стоимости есть на сайтах операторов.
- Оплату можно осуществлять наличными, банковской картой или с помощью транспондера. Со специальным устройством можно сэкономить 15-55% стоимости. Также при регулярных поездках выгодно покупать абонемент.
- Купить гаджет можно в центрах обслуживания клиентов, на пункте взимания платы, на маркетплейсах, АЗС, в розничных магазинах.
- Транспондером одного оператора можно оплачивать проезд по дорогам другого.
- Во время проезда по системе «Свободный поток» рекомендовано держаться в 10–15 метрах от машины, которая едет впереди. Если прижаться ближе, то шлагбаум откроется перед ней, а оплату спишут с вашего бесконтактного устройства. Вы в этом случае должны заплатить наличными или банковской картой, потому что по одному прибору не могут проехать несколько машин подряд.
- Любителям дальних путешествий с дополнительным багажником стоит помнить о том, что система фиксации в автоматическом режиме определяет, какой высоты транспорт во время проезда через терминал. Есть вероятность, что с вас спишут больше, перепутав категорию автомобиля. Чтобы не переплачивать, нужно встать на полосу с оплатой через оператора, чтобы он списал нужную сумму.
- Если водитель проехал по платной магистрали с системой «Свободный поток» и не заплатил за проезд в срок, ему выписывают штраф — 1500 ₽ для легковых автомобилей и 5000 ₽ для грузовиков по статье 12.21.4 КоАП РФ.
- Проезжая контрольный пункт, стоит дождаться от установленной в машине «коробочки» звукового сигнала, подтверждающего факт оплаты. Иначе водителю могут засчитать «безбилетный» проезд и выписать тот же штраф в 1500 рублей.
Поделиться: