Официальный дистрибьютор
автомобилей Камаз Компас
Москва
Город определен верно?
Да
  Нет
8 800 555 45 45 Личный кабинет Корзина
0
Компас Компания Блог Надстройки Изменение утилизационного сбора с 1 октября 2024 года

Изменение утилизационного сбора с 1 октября 2024 года

02.09.2024
41958
5 мин.
Команда ООО «Тракс Восток Рус»

Изменение утилизационного сбора с 1 октября 2024 года

Содержание:


Правительство вынесло на общественное обсуждение проект о повышении размера утилизационного сбора на автомобили.

Он аналог таможенных пошлин и значительно влияет на уровень цен. В пользу такого шага выступает АвтоВАЗ и объединение дилеров Lada.

Предложенный АвтоВАЗом план перекочевал в проект Минпромторга как будто без изменений. Планируется, что в этом году ставки поднимут 1 октября, а затем в январе и будут индексировать каждый год. Изменения коснутся тех, кто ввозит в Россию новый и подержанный транспорт для перепродажи или купил больше одной машины в течение года. У российских автомобилистов наиболее популярен сегмент новых легковых машин с двигателем объемом 1-2 литра, а это большинство китайских авто. Сейчас размер утильсбора на них составляет 306 000 рублей. Планируется, что в октябре он составит 556 000, а с 1 января — 667 000. При ежегодной индексации утилизационный сбор к 2030 году может вырасти в 4 раза.

Напомним, оплачивать утильсбор за автомобили физические и юридические лица обязаны с 2012 года. Утилизационный сбор — единоразовый платеж, который взимают за переработку легковых и грузовых машин, а также другого транспорта после его эксплуатации. Оплачивают его один раз. Это может сделать российский производитель, импортер или покупатель. Правила расчета и ставки неоднократно пересматривали. Последние изменения вносились в августе и октябре 2023 года, а затем 1 апреля 2024 года.

Новые ставки

Предполагается, что ставку утилизационного сбора с 1 октября проиндексируют сразу на 70−85%, а далее его будут повышать каждый год на 10−20% вплоть до 2030 года. Размер индексации для легковушек и автобусов зависит от объема двигателя транспортного средства, для грузовых машин — от возраста и массы.

В таблице показано, как могут измениться ставки на новые транспортные средства согласно новому постановлению Правительства России:

Тип транспортного средства2024 год2025 год2030 год
Легковые машины с объёмом двигателя от 1 до 2 лдо 556 200 ₽до 667 400 ₽1,17 миллиона ₽
Коммерческая техника массой 2,5–3,5 тонныдо 819 000 ₽до 900 000 ₽1,45 миллиона ₽
Крупнотоннажные грузовики массой 20–50 тонндо 3,9 миллиона ₽до 4,3 миллиона ₽6,9 миллиона
Прицепы и полуприцепыдо 1,11 миллиона ₽до 1,33 миллиона ₽до 2,34 миллиона ₽
Электромобилиразмер сбора останется на текущем уровнедо 667 400 ₽до 1,17 миллиона ₽

Пересмотр ставки утильсбора не коснется физических лиц, которые привезут в Россию машину с объемом двигателя до трех литров для личного пользования. Если она выпущена менее трех лет назад, нужно будет заплатить 3400 рублей. Для автомобилей старше этого возраста сбор составит 5200 рублей. Но если покупатель решит в течение года ввести больше одной машины, то на вторую и все последующие будет действовать полная ставка.

Цели индексации

По мнению представителей Минпромторга, повышение утилизационного сбора должно помогать российским компаниям увеличивать продажи своих авто, а иностранным ― эффективнее инвестировать в местное производство. При обеспечении достаточного уровня локализации автоконцерны получают его обратно.

На первых порах результат действительно был заметен: утильсбор стал стимулом развивать внутреннее производство и весьма успешным. К началу 2022 года более 90% всех продаваемых в России автомобилей выпускали внутри страны. Однако в прошлом году машины начали ввозить по параллельному импорту. Физлица и компании покупали транспорт в странах ЕАЭС (Беларуси, Киргизии, Казахстане, Армении), растаможивали его по местным ставкам, которые ниже, чем в России, а затем ввозили в РФ. Все это негативно сказалось на продажах официальных дилеров. Правительство РФ отреагировало на серые схемы и обязало тех, кто ввозит транспорт в Россию для перепродажи, оплатить в рамках утильсбора все недоплаченные в результате низких таможенных ставок в странах Союза платежи.

Для покупателей, которые приобретают машины, ввезенные по серым схемам, первоначальная экономия может закончиться лишней головной болью. Ведь перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают конечных потребителей дальнейшим гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. Новое повышение утильсбора — очередной шаг по поддержке локального производства. Кроме того, часть средств по-прежнему планируют направлять на программу льготного автокредитования.

Мнение автоэкспертов

По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, индексация утилизационного сбора будет способствовать инфляции, но не принесет явных выгод автопрому. По цепочке подорожавшие автомобили приведут к росту цен на услуги такси, издержки служб доставки и грузоперевозчиков, что в итоге отразится на стоимости всех товаров.

По словам исполнительного директора ассоциации российских автодилеров РОАД Игоря Чикина, повышение цен на автомобили приведет к сокращению числа россиян, которые смогут позволить себе их покупку. Если в 2014 году примерно треть граждан могли купить новое авто, то по состоянию на 2023 год таких было 14–15%. С учетом увеличения утильсбора и инфляции, по мнению Чикина, к 2030 году это число упадет до 5%. Безусловно, рост цен коснется не только новых машин, но и рынка подержанных транспортных средств.

В Минпромторге еще не приняли окончательное решение относительно будущего ввозных пошлин на автомобили. Поэтому пока сохраняется вероятность, что утильсбор так и не повысят, даже несмотря на просьбу это сделать со стороны отечественного автогиганта АвтоВАЗ. Ведомство продолжает рассматривать все «за» и «против», а также изучать динамику рынка, чтобы принять решение о целесообразности такого шага.


Поделиться:

Модельный ряд

Рекомендуем