Повышение утилизационного сбора с 1 апреля 2024 года
Содержание:
Понятие утилизационный сбор появилось в России в 2012 году. Это сумма, которую нужно уплатить за автомобиль, ввезенный в РФ или произведенный на территории страны.
Оплата утильсбора означает, что в конце «жизни» транспортного средства его бесплатно утилизируют. Но для водителей это лишь дополнительный налог, включенный в стоимость приобретаемого автомобиля.
С 2012 года правила оплаты утилизационного сбора и ставки пересматривались несколько раз. Только в прошлом году это произошло дважды: в августе и в октябре. В 2024 году новые правила расчета вступят в силу 1 апреля и коснутся автомобилей, которые были «экономно» растаможены в одном из государств ЕАЭС по местным таможенным ставкам. В этом случае в России придется доплатить разницу. Ее включат в состав утильсбора.
Серые схемы импорта машин
Когда из России ушли почти все иностранные производители и дилеры автомобилей, а цены у оставшихся «официалов» выросли в разы, то машины начали ввозить в страну по параллельному импорту. Физлица и компании покупали транспорт в странах ЕАЭС (Беларуси, Киргизии, Казахстане, Армении), растаможивали его по местным ставкам, которые ниже, чем в России, а затем ввозили автомобили в РФ.
Такие поставки стали популярны в 2023 году среди физлиц — «профессиональных продавцов», из-за чего Киргизия, в которой нет автозаводов, стала вторым после Китая направлением для ввоза машин в РФ. Машины проходили процедуру таможенной очистки на более лояльных условиях, чем в РФ, что делало такие предложения более конкурентными по сравнению с официальными поставками.
Данная схема нивелировала развитие российских компаний и значительно сокращала поступления в государственную казну. Следуя по пути ужесточения правил «серого» импорта, в августе прошлого года был увеличен утильсбор при ввозе ТС, введено ограничение для частных покупателей (по «физическим» ставкам разрешили ввозить только одну машину в год), а осенью из «параллельной схемы» вывели часть китайских брендов.
Теперь в Правительстве РФ решили уравнять тех, кто растаможивает транспорт в России и тех, кто делает растаможку в странах ЕАЭС. Чтобы это стало возможным, в странах Союза с 1 апреля заработает единая система управления рисками (СУР). Благодаря ей российские таможенники будут видеть суммы таможенных платежей, проведенных автовладельцами в странах ЕАЭС, и доначислят разницу.
Формула расчета
Недоплаченные в результате низких таможенных ставок в странах Союза платежи войдут в расчет утильсбора. Это касается как физлиц, так и организаций. Например, если в Киргизии за автомобиль было уплачено 2000 евро таможенной пошлины, а по тарифной сетке за этот автомобиль необходимо было заплатить 12 000 евро, значит, недостающие 10 000 евро приплюсуют к сумме утилизационного сбора. А заодно приплюсуют недоимки по НДС и по акцизу, если таковые будут обнаружены. И только после уплаты в полном объеме начисленного совокупного платежа вы сможете легализовать машину в России.
Начисление будет проводиться по формуле, утвержденной в Правительстве, а за правильностью расчета будут следить сотрудники Федеральной таможенной службы.
Утилизационный сбор = УСед + Ктп + Кндс + Ка, где:
УСед ― сумма утилизационного сбора, рассчитанная в соответствии Постановлением № 1291.
Ктп ― Разница между таможенной пошлиной, рассчитанной на основе данных Минпромторга и уплаченной таможенной пошлиной.
Кндс ― Разница между НДС, опубликованным на сайте Минпромторга и уплаченным НДС.
Ка ― Разница между акцизом, определенным в соответствии с мощностью автомобиля, указанной в документах (ОТТС, СБКТС) и уплаченным акцизом.
Нововведения не затрагивают физических и юридических лиц, ИП, которые растаможивают ввезенные авто из стран ЕАЭС непосредственно в России.
Ставки утилизационного сбора в России
Ставки утилизационного сбора в РФ с 1 апреля не изменятся. В таблице приводим суммы для легковых машин.
Автомобиль для личного пользования | Автомобиль на продажу | |||
---|---|---|---|---|
Объем двигателя | До 3 лет | Старше 3 лет | До 3 лет | Старше 3 лет |
До 1 л | 3400 ₽ | 5200 ₽ | 81 200 ₽ | 207 200 ₽ |
1-2 л | 3400 ₽ | 5200 ₽ | 306 000 ₽ | 528 800 ₽ |
2-3 л | 3400 ₽ | 5200 ₽ | 844 800 ₽ | 1 279 000 ₽ | 3-3,5 л | 970 000 ₽ | 1 485 000 ₽ | 970 000 ₽ | 1 485 000 ₽ |
Больше 3,5 л | 1 235 200 ₽ | 1 623 800 ₽ | 1 235 200 ₽ | 1 623 800 ₽ |
На «личные» электромобили и гибриды с мотором до трех литров до 1 апреля 2024 года установлен льготный сбор: 3400 рублей на транспорт до трех лет и 5200 рублей на более возрастные машины. После 1 апреля растаможивать электрокары, ввозимые из стран ЕАЭС, можно будет только в России.
Утильсбор за мотоциклы не взимается. Ставки для грузовых машин по-прежнему зависят от возраста и веса транспортных средств.
На грузовые авто | младше 3-х лет | старше 3-х лет |
---|---|---|
Масса до 2,5 т | 447 000 ₽ | 649 500 ₽ |
Масса от 2,5 до 3,5 т | 481 500 ₽ | 700 500 ₽ |
Масса от 3,5 до 5 т | 504 000 ₽ | 750 000 ₽ |
Масса от 5 до 8 т | 525 000 ₽ | 1 200 000 ₽ |
Масса от 8 до 12 т | 744 000 ₽ | 2 028 000 ₽ |
Масса от 12 до 20 т | 844 500 ₽ | 2 950 500 ₽ |
Седельные тягачи от 12 до 20 т | 1 446 000 ₽ | 5 898 000 ₽ |
Седельные тягачи от 12 до 20 т для международных перевозок с экологическим классом Евро-6 | 850 500 ₽ | 3 469 500 ₽ |
Автосамосвалы от 12 до 20 т | 711 000 ₽ | 2 950 500 ₽ |
Фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т | 862 500 ₽ | 2 950 500 ₽ |
Фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т | 2 299 500 ₽ | 4 845 000 ₽ |
Седельные тягачи от 20 до 50 т | 1 704 000 ₽ | 3 460 500 ₽ |
Седельные тягачи от 20 до 50 т для международных перевозок с экологическим классом Евро-6 | 1 002 000 ₽ | 2 035 500 ₽ |
Автосамосвалы от 20 до 50 т | 2 211 000 ₽ | 4 845 000 ₽ |
Фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т | 1 402 500 ₽ | 3 460 500 ₽ |
Сбор за прицепы и полуприцепы оплачивается, если они весят более 10 тонн. Для транспортных средств младше трех лет сумма составляет 600 000 рублей, старше ― 2 025 000 рублей.
Поделиться: