Как работает система Платон на грузовых автомобилях
Содержание:
- Кто должен вносить плату за проезд в системе «Платон»?
- Бортовое устройство системы «Платон»
- Маршрутная карта в системе «Платон»
Каждый день по автомагистралям России проезжают тысячи грузовых машин. Транспортные средства с большой массой оказывают негативное воздействие на качество дорожного покрытия, которое изнашивается с повышенной интенсивностью. Чтобы компенсировать износ дорожного полотна, Правительством РФ было решено брать плату за проезд большегрузов по федеральным автомагистралям страны. Всего система «Платон» включает около 51 тысячи километров федеральных дорог.
Старт работы системы «Платон» был дан в конце 2015 года. Название — аббревиатура от слов «плата за тонны», поскольку в системе «Платон» обязаны регистрироваться только владельцы автомобилей с максимальной допустимой массой (ДММ) больше 12 тонн.
С 1 февраля 2023 года плата за проезд по федеральным дорогам составляет 2,84 р./км. Оплату владельцы транспортных средств вносят до начала передвижения по федеральным автомагистралям или после прибытия машины в пункт назначения. Полученные в рамках работы системы «Платон» деньги ежедневно поступают в госбюджет России, а затем идут на поддержание автомобильных дорог, также на собранные средства проводятся строительно-ремонтные работы и улучшается дорожно-транспортная инфраструктура.
Кто должен вносить плату за проезд в системе «Платон»?
Это компании, а также индивидуальные предприниматели, которые осуществляют грузоперевозки. Чтобы определить, попадает ли машина в категорию транспорта, который подлежит регистрации в системе «Платон» и за который нужно вносить оплату за проезд, необходимо определить показатель её допустимой максимальной массы (ДММ). В этом помогут технические и регистрационные документы на машину. Показатель ДММ не должен превышать 12 тонн. Если автомобильное средство представляет собой систему из нескольких частей (например, тягача и прицепа, движущихся как одно целое), то общая ДММ рассчитывается как сумма ДММ составляющих частей.
Есть транспорт, который не попадает под действие системы «Платон». Можно не вносить оплату за проезд по магистралям за следующие автомобили (даже если их ДММ больше 12 тонн):
- спецтранспорт, оборудованный приборами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, т.е. машины полиции, пожарной охраны, скорой медпомощи, аварийно-спасательных служб, военной автоинспекции;
- спецтранспорт, который перевозит вооружение и военную технику;
- автотранспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузопассажирских автофургонов.
Бортовое устройство системы «Платон»
Все автомобили, которые попадают под действие системы «Платон», должны быть оборудованы бортовыми устройствами. Они передают данные о передвижении большегрузов по федеральным дорогам благодаря технологиям спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Сбор информации с фиксирующего прибора происходит во время движения, а при съезде с автомагистралей и остановках он находится в режиме ожидания.
Для получения бортового устройства собственник автотранспортного средства должен зарегистрироваться в реестре системы взимания платы и подписать договор о безвозмездном использовании прибора. Регистрация в системе бесплатная, её можно пройти онлайн на официальном сайте «Платон» либо в центре поддержки клиентов. Для этого потребуется пакет документов:
- Паспорт или доверенность, если вместо владельца транспортного средства регистрацию в системе «Платон» проходит его представитель.
- Учредительные документы юридического лица.
- Документы на автомобиль (техпаспорт и пр).
- Контактные данные.
Оформление занимает 15-20 дней, после чего необходимо получить бортовое устройство в одном из центров «Платон». Это должен сделать владелец машины либо его представитель на основании доверенности. Использовать прибор можно три года, затем его нужно заменить на новый, поскольку свои функции по защите информации он будет выполнять не так точно.
Устройство регистрируется в системе «Платон» на определённую машину, а не на её владельца. Его переустановка на другой автомобиль является нарушением закона и за такие действия грозит штраф. Использование прибора удобно тем, что при наличии денег на расчётной записи хозяина автомобиля, расчёт километража производится автоматически на основе данных, полученных с устройства, а затем списывается плата.
Если транспортное средство не передвигается по федеральной автомагистрали либо маршрут пролегает по платной автодороге, то тогда система «Платон» не засчитывает данный километраж и плата за эти участки не начисляется.
Маршрутная карта в системе «Платон»
Маршрутная карта оформляется в системе взимания платы на транспортные средства, если на них отсутствуют закреплённые бортовые устройства, они вышли из строя или истёк срок службы.
Чтобы компании и физические лица вносили оплату за возмещение вреда, нанесённого федеральным дорогам, нужен документ, на основании которого будут проведены все расчёты. Этим документом является маршрутная карта. В ней указываются федеральные автотрассы, по которым поедет большегруз, предполагаемый километраж, номер транспортного средства. Для оформления маршрутной карты нужно воспользоваться личным кабинетом системы «Платон». Какие ещё данные в ней указываются:
- срок действия, номер карты;
- дата и место выдачи;
- размер вносимой оплаты;
- промежуточные точки пути. В некоторых случаях приходится указывать не только начальную и конечную точку рейса, но и промежуточные. Возможно внесение в документ от одной до трёх промежуточных точек
После оформления карты водитель имеет право выходить в рейс на большегрузном автомобиле. На своей персональной странице компания-перевозчик получает возможность открывать и закрывать карты для своих грузовиков. Она сама контролирует, чтобы её машины выходили на работу с полностью подготовленными документами и вносит в систему «Платон» оплату.
Маршрутная карта действует одну неделю с даты начала маршрута. Оформить её можно не раньше, чем за 30 календарных дней до выхода машины на указанный маршрут.
Поделиться: