Официальный дистрибьютор
автомобилей Камаз Компас
Москва
Город определен верно?
Да
  Нет
8 800 555 45 45 Личный кабинет Корзина
0
Компас Компания Блог Надстройки Виды грузовых автомобилей

Виды грузовых автомобилей

13.11.2023
9602
8 мин.
Команда ООО «Тракс Восток Рус»

Виды грузовых автомобилей

Содержание:


Автотранспорт ― самый популярный способ грузоперевозок. Машинами можно перевозить любые грузы: сыпучие, жидкие, опасные, крупногабаритные, тяжеловесные. Грузовую технику используют во многих отраслях: логистике, строительстве, коммунальном и сельском хозяйстве, на горнодобывающих и промышленных предприятиях. Компании из разных сфер могут найти на рынке то, что будет соответствовать их потребностям. В статье расскажем, какие классификации грузовых автомобилей существуют, а также на что обращать внимание при выборе машины.

Классификация по типу кузова

Существует три типа кузова, каждый из которых делится на подвиды: открытый, закрытый, специального назначения. Также нужно выделить транспорт без кузова. К ним относятся седельные тягачи или, как их называют дальнобойщики, «головы», оснащенные седельно-сцепным устройством для закрепления полуприцепа.

Открытые

  • Бортовые. Имеют невысокий борт, который играет роль ограждения. В них перевозят вещества и предметы, которым не страшны осадки, пыль, ветер. Преимущество такой техники — простота погрузо-разгрузочных работ.
  • Платформы. Не имеют бортов, предназначены для транспортировки крупногабаритных, негабаритных предметов: станков, больших емкостей, техники, труб, кабельных катушек и других объектов. Загрузка производится при помощи кранов.
  • Тралы. Используют для транспортировки спецтехники, тяжелого автотранспорта. Для удобства заезда низкорамные тралы оснащаются специальными помостами или откидной платформой.

Закрытые

  • Тентованный. За основу взят бортовой тип кузова, на котором установлен каркас, обтянутый тентом. Преимущество такого авто — легкость, поскольку тент не утяжеляет конструкцию, поэтому грузоподъемность такой машины выше. Существуют бортовые и шторные тенты, которые защищают перевозимую продукцию от осадков, пыли. Встречаются варианты тентованного кузова с задней, вертикальной, боковой, верхней погрузкой.
  • Цельнометаллический. Стенки изготовлены из ударопрочного материала, а выгрузка осуществляется только через предусмотренные для этого шторки или ворота, поэтому продукция надежно защищена. Однако такой тип кузова тяжелее, что уменьшает грузоподъемность. Подходит для транспортировки продукции, не требующей специальных условий.
  • Промтоварный. Обеспечивают лучшую защиту от пыли, осадков, чем тент, но при этом весят меньше, чем цельнометаллические. Созданный из тонколистового металла, пластика или фанеры кузов обеспечивает сохранность содержимого не в ущерб грузоподъемности. Промтоварные фургоны применяются для транспортировки продукции, которая не требует специальных условий хранения.
  • Изометрический. Сделан из металлических листов, обшитых термоизоляционными материалами. Благодаря этому внутри поддерживается постоянная температура, необходимая для сохранности скоропортящихся продуктов.
  • Рефрижератор. Также обшит термоизоляционными материалами. Но в отличие от изотермического фургона оснащен холодильным оборудованием. В нем можно перевозить охлажденную, замороженную продукцию, скоропортящиеся товары на дальние расстояния.
  • Цистерна. Служит для доставки жидких, а также газообразных грузов. Цистерны выполнены из стали или алюминия. В некоторых цистернах предусмотрены секции для транспортировки разных типов веществ, чтобы они не смешивались.

Специальные

К ним относится строительная и спецтехника: эвакуаторы, бортовые платформы с краном-манипулятором, самосвалы, мусоровозы, топливозаправщики, бункеровозы.

Классификация по составу

Одиночное транспортное средство

Это может быть фургон или грузовик, в которых кабина и кузов установлены на одной раме. Например, самосвал, бортовая платформа, мусоровоз, топливозаправщик, молоковоз, промтоварный или изотермический фургон, рефрижератор.

Автопоезд или сцепка

Состоят из нескольких частей, которые подобно вагонам присоединяются друг к другу. Бывают седельными, состоящими из тягача и полуприцепа, а также прицепными, в составе которых фургон и прицеп. Возможны более сложные конфигурации: например, седельный тягач с полуприцепом и прицепом. Полезный объем такого автопоезда составляет до 120 куб. м. Их длина по закону не может превышать 20-ти метров.

Классификация по типу двигателя

Грузовые автомобили работают на трех видах топлива: газе, бензине, солярке. В зависимости от этого различаются и двигатели.

Дизельные

Это самый распространенный тип мотора на грузовиках. Дизельные двигатели имеют ряд преимуществ:

  • Большой эксплуатационный ресурс. Он может достигать 1 млн км пробега, при этом межремонтный интервал бензиновых ДВС в 3-4 раза меньше. Благодаря простоте конструкции дизельный мотор долго сохраняет работоспособность в значительно более жестких условиях. Практически единственная деталь, которая требует ухода и постоянного обслуживания в дизельном двигателе — это топливный насос высокого давления с форсунками.
  • Экономичность. Расход топлива дизельного двигателя на 5-10% меньше, чем бензинового, что позволяет максимально снизить расходы на перевозку грузов. Это качество особенно значимо, когда двигатель установлен на автомобиле, который за сутки проезжает тысячу километров и более. Все это объясняет безоговорочное лидерство дизельных большегрузов в междугородних и международных перевозках.
  • Производительность. Для машин с полной массой до 3,5 тонн предпочтительнее бензиновый ДВС. Если же нужно перевозить тяжелые грузы на дальние расстояния, наилучший вариант ― дизельный мотор.

Бензиновые

Они легче запускаются в холодное время года, их не нужно долго прогревать. По сравнению с дизельными, бензиновые двигатели имеют лучшие динамические характеристики и быстрее разгоняются. Главный недостаток грузовых автомобилей с бензиновыми ДВС — не самый большой крутящий момент, что сказывается на грузоподъемности. Поэтому, как правило, такие машины используются для городской перевозки не очень тяжелых грузов.

Газовые

Газомоторные большегрузы пока не очень распространенное явление. Хотя сжиженный и природный газ — самые экономичные виды топлива. Но сеть заправочных станций недостаточно развита, поэтому до конечной точки пути можно просто не доехать.

Классификация по грузоподъемности

Грузовой транспорт в зависимости от грузоподъемности делится на четыре вида.

Малотоннажные

Способны перевозить до двух тонн. Такие транспортные средства обычно используют для городских, региональных перевозок. Например, доставки хлеба или других продуктов.

Среднетоннажные

Это автомобили грузоподъемностью 2-8 тонн (иногда категорию сужают до пяти тонн). Используются для городских, а также междугородних перевозок. Популярны у среднего и крупного бизнеса благодаря экономичности, маневренности, возможности перевозить объемные грузы. Еще одно преимущество: среднетоннажный грузовик может ехать прямым маршрутом, не тратя времени на объезд по разрешенным магистралям.

Крупнотоннажные

Это грузовые автомобили, которые могут перевозить от 5-8 до 16 тонн. Они не маневренны, но отлично приспособлены для преодоления больших расстояний, чаще всего в них предусмотрено комфортное спальное место для водителя. Это необходимая техника для крупного бизнеса, владеющего складами и магазинами в разных частях страны. Конструкция крупнотоннажников, как правило, не целостная — кабина и кузов расположены на отдельных рамах. Благодаря этой особенности грузовые автомобили могут перевозить полуприцеп на подвижном осевом соединении, входить в состав автопоездов.

Особо крупные

Машины с особо крупной грузоподъемностью способны перевозить от 16 тонн и выше (по некоторым классификациям от 20 тонн). Как правило, это трехосные, четырехосные грузовики, а также седельные автопоезда, состоящие из тягача и полуприцепа. Подобная техника интересна крупным компаниям, которые нуждаются в перевозке больших партий грузов по междугородним, международным маршрутам. Такие машины обычно не встречаются в пределах города, курсируя по трассам между областными складами.

Классификация по количеству осей

Грузовые автомобили могут иметь две, три, четыре, пять и большее количество осей. В зависимости от этого правилами дорожного движения оговариваются следующие ограничения по максимально допустимой массе одиночного грузового автомобиля:

  • с двумя осями ― до 18 т;
  • с тремя осями ― до 25 т;
  • с четырьмя осями ― до 32 т;
  • с пятью осями и более ― до 38 т.

Для автопоездов значения другие:

  • трехосные ― до 28 т;
  • четырехосные ― до 36 т;
  • пятиосные ― до 40 т;
  • шестиосные и более ― до 44 т.

На многих дорогах местного и федерального значения для сохранения целостности дорожного полотна устанавливается ограничение максимальной нагрузки на ось. Например, при установлении ограничения в 6 т на ось трехосный автомобиль с полной массой 23 т не проходит по нормам. Он не может двигаться по указанной трассе (нагрузка на ось составляет 7,6 т). А вот 4-осный грузовик выдает показатель, соответствующий стандарту ― 5,75 т на ось. При этом важное значение имеет распределение груза в прицепе или полуприцепе, так как при неравномерной загрузке на одну ось придется 5 т, а на другую ― 6,5 т.

Классификация по полной массе

Важный параметр — полная масса, представляющая собой вес авто при его полной загрузке. В процессе расчета учитывается:

  • Снаряженный вес, то есть вес грузовика с учетом его стандартного оборудования, материалов;
  • Полный бак топлива;
  • Заполненная система охлаждения / смазки разных узлов;
  • Запасное колесо;
  • Инструмент;
  • Водитель с пассажирами;
  • Груз.

По сути, полная масса — это разрешенная производителем максимальная масса грузовика, превышение которой является нарушением, может привести к деформации кузова, неисправности ряда узлов. По полной массе различают следующие виды авто:

До 1,2 т

Это небольшие автофургоны, универсалы для местных перевозок продуктов, бытовой мебели, стройматериалов.

От 1,2 до 3 т

Это легкие грузовики, пикапы.

От 3 до 8 т

Машины для доставки так называемой «последней мили». Это, как правило, развозные городские грузовики для доставки товаров по городу или в близлежащие посёлки. Они достаточно маневренные, при этом обладают хорошей вместимостью.

От 8 до 14 т

Такие модели имеют разные варианты автомобильного кузова, что значительно расширяет сферу их применения.

От 14 – 20 т

Сюда относятся 2-х, 3-х, 4-х-осники, грузовики, спецтехника.

От 20 – 40 т

Это уже автопоезда, состоящие из тягача и полуприцепа, которые могут осуществлять автоперевозки тяжелых грузов на большие расстояния.

Более 40 т

Сюда относятся фуры, грузовые машины с тремя и более осями для дальних перевозок (включая международные), а также карьерные и специальные машины для транспортировки сыпучих материалов. Например, большинство шарнирно-сочленённых самосвалов.

Выводы

Несмотря на большой выбор транспорта, грузовые автомобили не сдают своих лидирующих позиций в перевозке грузов на близкие и дальние расстояния. При покупке грузовика стоит тщательно обдумать все нюансы (в какой отрасли будет работать, какие виды грузов, на какие расстояния будет перевозить и пр.) и исходя из этого выбрать подходящий вариант.

К выбору грузового авто стоит подходить ответственно. Во-первых, от того, насколько правильным будет ваше решение, напрямую зависит безопасность груза. Во-вторых, согласно законодательству, использование транспорта не по назначению влечет за собой серьезные штрафы и санкции. Ну и в-третьих, выбор подходящего грузовика обеспечит вам максимум дохода с минимальными затратами.


Поделиться:

Модельный ряд

Рекомендуем